Для тех кто ещё не знает копирую статьи из "Википедии".
Doom 1:
"Doom (иногда пишется DooM или DOOM; переводится как «рок», «обреченность», «проклятие», «гибель», «судьба») — компьютерная игра в жанре «шутер от первого лица», выпущенная компанией id Software 10 декабря 1993 года.
В этой серии вышла также игра Doom II: Hell on Earth (в 1994 году), а также дополнения The Ultimate Doom (1995 год), Master Levels (1995 год, сборник лучших уровней для игры, созданных энтузиастами, и объединённых id Software) и Final Doom (1996 год). Игра была разработана для ПК (DOS), затем портирована на различные платформы, включая десять игровых консолей[1]. В 2004 году вышла игра Doom 3, по-новому рассказывающая старую историю, по мотивам которой в 2005 году снят кинофильм «Doom»[2]
Содержание [убрать]
1 Сюжет
2 Игровой процесс
2.1 Инвентарь
2.1.1 Оружие
2.1.2 Предметы
2.1.3 Артефакты
2.2 Монстры
2.2.1 Зомби
2.2.2 Монстры
2.2.3 Летающие монстры
2.2.4 Боссы
2.3 Уровни сложности
2.4 Список уровней
2.5 Многопользовательская игра
3 Версии Doom
4 Обманные коды
5 Технология
5.1 «Библия Doom»
5.2 Движок
5.3 Графика
5.4 Звук
6 После выхода
6.1 Насилие, сатанизм, нацизм
6.2 Моддинг Doom
6.3 Портирование Doom
6.3.1 Версии для персональных компьютеров
6.3.2 Версии для приставок и телефонов
6.3.2.1 Atari Jaguar
7 Наследие Doom
7.1 Упоминания Doom в культуре
8 Интересные факты
9 Примечания
10 Ссылки
Сюжет [править]
Идею названия игры, по словам Джона Кармака, подсказал фильм «Цвет денег», в котором главный герой Винсент (Том Круз) является в бильярдный зал с чемоданчиком в руке и, в ответ на вопрос «What do you have in there?» («Что у вас там?»), отвечает со зловещей усмешкой: «Doom»[3]. Стиль же игры, по признанию главного разработчика Джона Кармака, был навеян фильмами «Чужие» и «Зловещие мертвецы 2»[3].
Действие игры Doom проходит в научно-фантастических декорациях с использованием приёмов фильма ужасов. Сюжет незамысловат и раскрывается только в руководстве пользователя, а в самой игре появляются лишь короткие сообщения для игрока между эпизодами.
Игрок выступает в роли безымянного бойца космического спецназа. Он описывается как «один из наиболее крепких, закалённых в боях и натренированных землян» из своего отряда, отправленного на Марс. После нападения на офицера, отдавшего приказ открыть огонь по гражданским, это становится его последним заданием.[4] Он находится под охраной, пока его напарники разбираются с непонятным инцидентом на Фобосе в Объединённой аэрокосмической корпорации (англ. Union Aerospace Corporation, UAC). Внезапно главный герой теряет связь со своими напарниками и, вырвавшись из-под охраны, идёт на поиски своего отряда. Позже он узнаёт, что проводившиеся корпорацией эксперименты по телепортации дали сбой, и через врата, стоявшие на Фобосе ещё до появления на нём человека, полезли адские твари, которые убивали персонал или превращали его в зомби. Всё, что остаётся сделать главному герою, — это найти хоть кого-нибудь из своего отряда и выбраться из этого ада.
У героя игры нет имени, создатели объясняют это тем, что так игроку будет проще связать себя с персонажем. Игроки часто называют героя DoomGuy, «Doom Trooper» или Doom marine. В книжной серии, написанной по игре («Книги Doom»), используется имя «Флинн Таггарт» (англ. Flynn Taggart), в фильме Doom имя героя «Джон Гримм», кличка «Демон» (англ. Reaper — «Жнец»).
Игровой процесс [править]
Игроку предлагается поочередно исследовать уровни разной сложности, разгадать пространственные и (редко) логические задачи, найти тайники, уничтожить как можно больше монстров и выжить. Уровни представляют собой запутанные лабиринты со множеством дверей, ключей, лифтов, шахт, кнопок и секретных комнат. Вместо пола могут быть лава, кислоты разной силы, вода, ядовитые отходы. На большинстве уровней есть телепорты, мгновенно переносящие игрока в другое место на текущем уровне. Некоторые участки пола способны двигаться в вертикальном направлении (как по желанию, так и без желания игрока), другие могут из камня превратиться в кислоту (обычно это выглядит как погружение пола в окружающие его отходы), третьи открывают тайные двери с засадой (технически это осуществляется при пересечении границы между участками, а не при нахождении в одном из них). Потолки некоторых норовят опуститься, как пресс, и сдавить игрока (что не обязательно смертельно даже при сжатии его до нулевой высоты). Кнопками открываются проходы, недоступные ранее, активируются двери и так далее. Так или иначе, конечной целью игрока является поиск выхода из уровня. Это может быть рубильник (зачастую в комнате с надписью Exit [«Выход»]), люк в полу, особый телепорт или монстр-босс. Увиденная игроком часть уровня, за исключением некоторых секретов и «технических» границ наподобие небесной коробки, наносится на автокарту.
Игровой процесс во многом основывается на сложности и интерактивности окружения (лифты, прессы, прочее оборудование). На уровнях есть немало секретных мест, которые не обязательно посещать, а также имеются секретные уровни. Как и в Wolfenstein 3D, присутствуют в достаточном количестве помещения-«статисты», не являющиеся секретными, необязательные для прохождения и вообще практически нейтральные к игровому процессу, функция которых состоит только в создании атмосферы и внесению некоторого разнообразия. Навигация на уровне, выбор последовательности и тактики прохождения отдельных его частей и задействования его интерактивных элементов приводят к тому, что в Doom против игрока играет практически весь уровень как единое целое, что тоже является довольно характерной чертой игры. Искусственный интеллект противников, напротив, был ослаблен по сравнению с Wolfenstein 3D (в котором примитивность архитектуры уровней облегчала программирование таких поведенческих шаблонов, как способность солдат зайти со спины или позвать из соседней комнаты подмогу). Пришедшая на смену динамичность уровня как такового является наиболее интересной и новаторской особенностью Doom. Уровень может существенно изменяться по ходу прохождения, что достигается в основном с помощью движения потолков и полов. Также весьма необычны для своего времени разнообразные ловушки, представленные закрывающимися дверьми или, например, телепортирующимися из ниоткуда противниками. Несмотря на определённую примитивность и причастность к жанру шутера, описанные выше тактические задачи придавали игре черты и приключенческого жанра, требовавшие активного исследования уровня, многие из которых требовали от начинающего игрока много времени на прохождение.
Управление, предлагаемое по умолчанию, совершенно не соответствует современному стандарту управления в шутерах от первого лица, с использованием мыши для поворота и прицеливания, и раскладкой WASD для управления движением, однако после выхода первой версии игры многие игроки привыкли именно к такой раскладке, несмотря на наличие многочисленных настроек, позволяющих менять раскладку на любую удобную пользователю: в отличие от Wolfenstein 3D, в Doom можно выставить независимый одновременный прицел мышью (только по горизонтали, прицеливание по вертикали невозможно из-за ограничений движка) и стрейф клавишами при помощи штатных средств, что позволило игрокам в своё время играть в Doom параллельно с более поздними играми этого жанра, не сбивая рефлексов.
Инвентарь [править]
В игре представлено множество разнообразных предметов, призванных облегчить игроку прохождение, включая оружие, патроны, дополнительную экипировку и бонусы с временным эффектом (англ. power-ups, букв. «подъём силы»). Некоторые из них имеют инопланетное (или паранормальное, в игре нет однозначного ответа) происхождение и соответствующий вид.
Оружие [править]
В игре представлено 8 видов оружия. Некоторое оружие имеет общий слот (место в инвентаре) с другим, выбирать оружие можно повторными нажатиями клавиши слота. Список в порядке следования слотов:
Кастет (англ. fist) — оружие ближнего боя. Удар кастетом может быть усилен в 10 раз бонусом «Берсерк» (англ. berserk, см. ниже). Наносимый урон — 2—20 единиц урона (с «Берсерком» — 20—200 единиц). Занимает общий с бензопилой слот.
Бензопила (англ. chainsaw) — мощное оружие ближнего боя, эффективное против врагов, атака которых может быть легко сбита — это демоны, потерянные души, зомби, импы, а также какодемоны, манкубусы, арахнотроны и ревенанты. На высшем уровне сложности мало полезна. Наносит урон от 2 до 20 очков, по скорости сопоставима с кастетом при использовании бонуса «Берсерк».
Пистолет (англ. pistol) — базовое оружие. Имеет низкую скорострельность и очень малую мощность, всего 5—15 очков.
Дробовик (англ. shotgun) — весьма эффективное оружие в ближнем бою. Патрон содержит семь картечин, каждая из них наносит такой же урон, как и выстрел из пистолета. Картечины разлетаются горизонтальной линией. Максимальный урон — 35—105 очков урона.
Пулемёт (англ. chaingun) — очень скорострельное оружие, пригодное при ведении непрерывного огня для блокировки атаки некоторых монстров (ревенанта, манкубуса и др.) Используются те же патроны, что и для пистолета, с такой же убойной силой. Большой разброс при стрельбе компенсируется высокой скорострельностью.
Ракетомёт (англ. rocket launcher) — оружие, выпускающее относительно быстрые и достаточно мощные ракеты. При попадании в цель ракета взрывается, поражая объекты в пределах небольшого радиуса. Если разрыв ракеты происходит близко к стреляющему, то ударной волной может задеть и его самого. При точном попадании может нанести урон от 20 до 160 очков здоровья, взрывная волна — до 128. Повреждения от удара ракетой по цели и повреждения от её взрыва рассчитываются отдельно. Благодаря взрывной волне и высокой точности ракетомёт может использоваться в качестве оружия дальнего радиуса действия, особенно если враг расположен на фоне какого-либо препятствия.
Плазмоган (англ. plasma gun — «плазменное ружьё») — с большой частотой стреляет шарами плазмы невысокой мощности от 5 до 40 очков и с низкой скоростью полета, но с большой скорострельностью. Один выстрел из плазмогана тратит 1 единицу энергетического боезапаса (общего с BFG9000).
BFG9000 (сокр. BFG) — самое сильное оружие в игре. Выстреливает большой зелёный плазменный снаряд, имеющий весьма большое и достаточно необычное разрушительное действие: на первом этапе сам снаряд наносит повреждение от 100 до 800 очков (прямое попадание), на втором этапе, после взрыва снаряда, появляется 40 невидимых лучей, наносящих случайные повреждения от 49 до 87 очков. Эти 40 лучей равномерно распределены внутри сектора в 90 градусов, причём вершиной сектора являются координаты игрока в момент взрыва снаряда, а биссектриса этого сектора сонаправлена вектору полёта снаряда. Таким образом, при хорошем умении обращения с BFG, игрок может, выбегая из-за угла, выстрелить в стену с таким расчётом, что шар попадёт в стену, а лучи поразят цели, которые будут в поле зрения игрока. Этот приём называется BFG aiming («прицеливание с BFG»)[5]. Один выстрел из BFG тратит 40 единиц энергетического боезапаса (общего с плазмоганом), так что максимального боекомплекта в 300 единиц (без рюкзака, см. ниже) хватает на 7 выстрелов, после чего BFG автоматически заменяется на наиболее мощное оружие, для которого есть боеприпасы.
Предметы [править]
В игре имеется четыре вида патронов, каждый вид встречается в маленьком и большом вариантах, различающихся по количеству боеприпасов в них; на самом легком и на самом сложном уровнях сложности количество патронов в одной упаковке удваивается.
[скрыть]Классификация патронов, аптечек и брони по меньшему и большему вариантам
Патроны Аптечки Броня
Боеприпасы для пистолета и пулемёта Боеприпасы для дробовика Боеприпасы для ракетомёта Боеприпасы для плазмогана и BFG9000
меньший вариант пистолетный магазин — 10 патронов 4 патрона одна ракета батарея на 20 зарядов маленькая аптечка (англ. stimpack) добавляет 10 очков здоровья зелёная броня увеличивает количество очков брони до 100; поглощает ⅓ повреждений, получаемых игроком
больший вариант коробка с пулями — 50 патронов коробка с 20 патронами коробка с 5 ракетами батарея на 100 зарядов большая аптечка (англ. medikit) добавляет 25 очков здоровья синяя броня увеличивает количество очков брони до 200 очков; поглощает ½ повреждений, получаемых игроком
Аптечки — предметы, лечащие раненого игрока. Аналогично патронам, встречаются в маленьком и большом варианте. С помощью аптечек можно достигнуть 100 очков здоровья (в игре измеряемых в процентах); максимальный уровень здоровья игрока, достигаемый с помощью бонусов, 200 очков.
Броня — предмет, защищающий игрока от повреждений. Берёт часть повреждений на себя. Встречается в двух вариантах, различающихся по цвету, количеству восстанавливаемой брони и эффективности поглощения повреждений.
Колба (в оригинале health bonus — «бонус здоровья») — предмет, добавляющий 1 очко здоровья, до 200 хп.
Суперзаряд (англ. supercharge), иногда сфера души (soulsphere) — синий шар с движущимся лицом внутри, добавляет 100 очков здоровья.
Бонус брони (англ. armor bonus) — по аналогии с колбой прибавляет 1 очко к количеству брони. Выглядит как шлем с мерцающим изнутри зелёным светом.
Ключ-карты (англ. keycard) трёх цветов (синий, жёлтый и красный) — пропуски для открытия запертых дверей. При попытке открытия сообщается, какой ключ нужен; большинство таких дверей помечены нужным цветом.
Черепа-ключи (англ. skull key) также трёх цветов — те же пропуски, но используются для открытия запертых дверей и барьеров в «адских» по стилю уровнях. Практически в игре всего три типа ключей, поскольку ключ-карты и черепа-ключи способны открыть дверь своего цвета на любом уровне. Также, не все запертые двери открываются этими предметами, многие открываются лишь при срабатывании определённых условий (например, при нажатии на определённую кнопку).
Рюкзак (англ. backpack) — предмет, пополняющий боезапас игрока небольшим количеством патронов и единожды вдвое увеличивающий наибольшее количество боезапаса, которое можно взять с собой.
Компьютерная карта местности (англ. computer area map) — предмет, при поднятии открывающий игроку на автокарте всю геометрию уровня, почти всегда и все секреты, за исключением лишь особо выделенных авторами уровней мест, отмечая серыми линиями ещё не посещённые места.
Артефакты [править]
Очки ночного видения (англ. light amplification visor) — на 120 секунд освещают весь уровень.
Антирадиационный костюм (англ. radiation shielding suit) — на 60 секунд блокирует повреждения от кислотных и лавовых поверхностей; изображение становится зелёным до конца этого времени из-за применения особой палитры[6].
Берсерк (англ. berserk) — стимулятор, поднимающий здоровье игрока до 100 очков и усиливающий удар кулаком в 10 раз до конца уровня; к изображению применяется с помощью палитры[6] эффект покраснения на 20 секунд, сначала сильно, а потом более прозрачно.
Частичная невидимость (англ. partial invisibility) — на 60 секунд делает игрока частично невидимым: монстры начинают случайным образом стрелять в него неточно. Однако они по-прежнему замечают зыбкий силуэт игрока и отличают его друг от друга.
Неуязвимость (англ. invulnerability) — на 30 секунд делает игрока полностью неуязвимым (кроме телефрага); изображение выводится с применением особой карты цветов, из-за чего оно становится чёрно-белым, причём цвета меняются местами (инвертируются)[6].
Можно отметить, что богатый инвентарь был характерен для всех старых игр, являющихся наследием Doom (Duke Nukem 3D, Heretic, Shadow Warrior, Blood и др.).
Монстры [править]
Разнообразие монстров в Doom широкое: зомби, выдерживающие только два-три попадания из пистолета, демоны, кидающиеся огненными снарядами (англ. fireballs), механоиды и и т. д. Искусственный интеллект монстров примитивен: в самом сложном случае они пытаются сблизиться с игроком и атакуют его. Монстры, как правило, имеют две атаки: дистанционную и «рукопашную». Не все монстры атакуют врукопашную именно в смысле удара конечностями, например, демоны кусают врага, а импы — бьют когтями, «рукопашная атака» в данном случае означает любую атаку монстра без выстрелов или метания снарядов, которую тот использует, когда цель стоит достаточно близко. Особенность игры — возможность вражды между монстрами, если случайно кто-то из них попадет или заденет ударом другого монстра, что причинит урон пострадавшему монстру. Если урон не наносится, то вражды не будет. Монстры неуязвимы к метательным снарядам своего типа, поэтому бой между «родственными» (рыцарь ада и барон ада) и однотипными монстрами происходит крайне редко, чаще всего в результате разрыва бочки с отходами от атаки одного монстра, который ранит другого, причём даже после этого однотипные монстры могут нанести друг другу урон только атакой «врукопашную», если способны к таковой. Монстры же с огнестрельным оружием, а также способные промахнуться «рукопашной» атакой мимо игрока, устраивают драки практически постоянно.
В Doom и Ultimate Doom встречаются следующие враги:
Зомби [править]
Зомби (англ. zombieman, trooper, former human) — бывший однополчанин игрока, согласно описанию к игре. Является самым слабым противником. Учитывая звук выстрела, тип трофейных патронов и наносимые монстром повреждения, зомби пользуется пистолетом, аналогичным тому, что доступен игроку, однако на спрайте в руках зомби виднеется что-то, похожее на винтовку М-16 (в альфа-версии место пистолета у игрока занимала именно она). Уровень опасности очень низкий, угрожает жизни только на высоком уровне сложности в больших группах, расставленных шеренгой (толпа обычно сразу увязает во внутренних драках). После уничтожения оставляют магазин для пистолета, который можно подобрать и использовать для своего оружия. Здоровье составляет 20 очков.
Зомби-сержант (англ. sergant, shotgun zombie), также известный как просто «парень с дробовиком» (англ. shotgun guy), является усиленной версией зомби. Дробовик этого противника может наносить сильные повреждения, особенно вблизи, но зато после смерти он всегда оставляет своё оружие с четырьмя патронами, которое также можно подобрать и использовать. Интересно, что в одном патроне дробовика бывшего сержанта три картечины, а не семь. Уровень опасности средний — сержанты отлично проявляют себя как на ближней, так и на дальней дистанции боя, их главная слабость — малый запас здоровья в 30 очков. Являются смертоносными на высоком уровне сложности в больших группах.
Монстры [править]
Имп (англ. imp) или бес, является самым классическим монстром Doom и первым представителем расы пришельцев из ада. Его светло-коричневая, покрытая шипами кожа достаточно прочна, чтобы выдержать неточный выстрел из дробовика. В качестве оружия бес использует огненные шары, которые он метает в противника. Вблизи использует атаку когтями. Уровень опасности низкий — бесы многочисленны и встречаются на всех уровнях игры, обычно они также как и зомби используются как пушечное мясо. Здоровье составляет 60 очков.
Демон (англ. demon), также известный как пинки (от англ. pinky — «розовый») — розовый двуногий демон с короткими верхними и мощными нижними лапами, может кусать и грызть игрока огромными зубами вблизи. Дистанционной атаки не имеет, поэтому, несмотря на свою прочность, достаточно быстро погибает под огнём. В Doom ll поражается одним выстрелом из двустволки при условии точного выстрела. Против демонов весьма эффективна бензопила. При небольшой ловкости игрока и отсутствии прочих врагов, бензопилой можно уничтожить любое количество демонов без значительного ущерба здоровью героя. На максимальном уровне сложности (Nightmare) или в режиме быстрых монстров приобретает значительную опасность, особенно будучи в группе. Здоровье составляет 150 очков.
Призрак (англ. spectre) или спектр — полуневидимая версия демона. Единственный в игре противник, обладающий таким свойством. Вид спектра — полупрозрачный, аналогичен внешнему виду игрока, если тот взял артефакт «невидимость». Уровень опасности низкий — присутствует эффект неожиданности (особенно в темных помещениях), в остальном же они ничем не отличаются от демонов. В ускоренном варианте, особенно в темных и полутемных помещениях может представлять смертельную угрозу.
Летающие монстры [править]
Потерянная душа (англ. lost soul) — первый летающий враг в Doom. Рогатый череп в несколько раз крупнее человеческого, объятый огнём, способен быстро лететь к врагу, таким образом и осуществляя свою атаку (ударяясь об него с разгона). Из-за способности к быстрым полётам могут быть весьма раздражающими. Потерянные души являются единственными монстрами в игре, которые, не обладая огнестрельным оружием и являясь монстрами одного класса, могут нападать и уничтожать друг друга без уловок с взрывающейся бочкой. Потерянные души обладают довольно медленной реакцией и нечасто осуществляют свою атаку, но скорость их полета достаточно высока, чтобы быстро покрывать большие расстояния. Имеют 100 очков здоровья.
Какодемон (англ. cacodemon) — летающий враг в Doom. Круглый летающий красный демон с большим количеством белых рогов, одним жёлто-зелёным глазом и огромной синей пастью, внутри которой материализуются шары плазмы, которыми он плюется в игрока. Какодемон может кусать врага, подошедшего вплотную. Является весьма сильным противником. Вероятно, название монстра является производным от греч. «kakodaemon» — злой дух, также имеется однокоренное слово и в английском языке: «cacodemonomania» — «демономания» (бред больного о вселении в него нечистой силы). Уровень опасности высокий — какодемоны очень опасны в закрытых помещениях. Здоровье составляет 400 очков.
Боссы [править]
Барон ада (англ. baron of hell) — крупный монстр с медно-красной кожей, закрученными на манер бараньих рогами и крепкими копытами. В качестве оружия использует зелёные сгустки плазмы или удар когтями вблизи. Используется в первой части в качестве малого босса. Однако, два барона ада являются фактически большими боссами первого эпизода Doom. В Doom 2 же бароны ада встречаются в качестве обычных сильных монстров. Уровень опасности высокий — бароны ада обладают большим количеством здоровья в 1000 хитпойнтов и очень сильной атакой.
Кибердемон (англ. cyberdemon) — босс Doom, огромный демон с искусственной ногой и вмонтированной вместо одной лапы ракетной установкой. Крайне опасен из-за огромного количества здоровья в 4000 очков, мощных и быстрых ракет. Кибердемон неуязвим к ударной волне ракет и бочек, так что нанести ему повреждения возможно только при прямом попадании ракетой. Урон от ракет кибердемона точно такой же, как и от ракет игрока.
Паук-предводитель (англ. The Spider Mastermind, английское слово mastermind также может переводиться как «находчивый», «выдающийся ум», «мозговой центр» [группировки]) — паук представляет собой огромный мозг с рудиментарного вида лапками, погружённый на механическую платформу с четырьмя ногами и шестиствольным пулемётом-дробовиком, в каждом патроне по 3 картечины. У этого монстра есть и другое официальное название — Spiderdemon («паукодемон») — по сюжету, является командиром первой волны пришельцев-захватчиков; является финальным боссом в первой части Doom. Помимо большого количества здоровья (которое, тем не менее, на ¼ меньше, чем у кибердемона и составляет 3000 очков), паук отличается своим пулемётом, от которого на открытой местности практически невозможно увернуться. Наносит такой же урон как и зомби-сержант, однако огонь он ведёт быстрыми очередями. Паук-предводитель также неуязвим к ударной волне. Крайне опасен вблизи, но в два раза более чувствителен к боли, чем кибердемон.
Уровни сложности [править]
В Doom игрок может выбрать один из пяти уровней сложности (можно заметить, что в современных играх их число редко превышает три, а иногда такого выбора не даётся вовсе). Они имеют определённые существенные различия, а также, продолжая традицию Wolfenstein 3D, длинные и характерные названия:
I’m too young to die («Я слишком молод, чтобы умереть») — самый лёгкий уровень сложности. Количество врагов — малое. Повреждения, получаемые игроком (в том числе и от взрыва собственных ракет), ополовиненные. Количество подбираемых патронов удвоенное. В ранних версиях игры уровень назывался I just want to kill («Я просто хочу убивать»).
Hey, not too rough («Эй, не так грубо») — лёгкий уровень сложности. Количество врагов — малое. Количество патронов стандартное. Повреждения стандартные.
Hurt me plenty («Сделай мне больно») — средний уровень сложности. Количество врагов — среднее, остальное стандартно.
Ultra-Violence («Сверхнасилие») — высокий уровень сложности. Количество врагов — большое, остальное стандартно.
Nightmare! («Кошмар!») — самый высокий уровень сложности. Количество врагов большое, и монстры постоянно возрождаются через некоторое время после убийства (кроме раздавленных монстров, а также не оставляющих трупов). Увеличена скорость передвижения и атаки врагов и полёта их снарядов. Количество подбираемых патронов удваивается. Любые обманные коды, кроме IDCLEV## и IDMUS##, на этом уровне сложности не действуют. При выборе этого уровня сложности игра запрашивает у игрока дополнительное подтверждение на запуск, предупреждая, что «этот уровень не подразумевает даже отдалённо честного отношения».
Последний уровень сложности из-за ускоренных и воскресающих врагов несравнимо сложнее как остальных уровней сложности в Doom, так и самых сложных уровней сложности в большинстве современных игр. Тем не менее, вполне возможно пройти все эпизоды всех игр из серии Doom, на уровне сложности Nightmare! без кодов и вспомогательных утилит.
Список уровней [править]
В Doom 27 уровней (36 в Ultimate Doom): 24 основных и 3 секретных:
Эпизод 1 — Knee-deep in Dead («По колено в мёртвых»)
E1M1: Hangar («Ангар»)
E1M2: Nuclear plant («Ядерный завод»)
E1M3: Toxin refinery («Антитоксичный очистной завод», выход на секретный уровень)
E1M4: Command control («Командное управление»)
E1M5: Phobos Lab («Фобосианская лаборатория»)
E1M6: Central processing («Центральная обработка»)
E1M7: Computer station («Компьютерная станция»)
E1M8: Phobos anomaly («Фобосианская аномалия»)
E1M9: Military base («Военная база», секретный)
E1M10: Sewers («Канализация», секретный, появляется только в версии Doom для XBox)
Эпизод 2 — The Shores of Hell («Брега ада»)
E2M1: Deimos Anomaly («Деймосианская аномалия»)
E2M2: Containment Area («Словно в ящике», игра слов «containment» [«заключение»] и «зона контейнеров», образующих заметную часть уровня)
E2M3: Refinery («Очистительные сооружения»)
E2M4: Deimos Lab («Деймосианская лаборатория»)
E2M5: Command Center («Командный центр», выход на секретный уровень)
E2M6: Halls of the Damned («Залы проклятых»)
E2M7: Spawning Vats («Нерестилище»)
E2M8: Tower of Babel («Вавилонская башня»)
E2M9: Fortress of Mystery («Крепость тайн», секретный)
Эпизод 3 — Inferno («Ад» или «Инферно»)
E3M1: Hell Keep («Адский замок»)
E3M2: Slough of Despair («Трясина отчаяния»)
E3M3: Pandemonium («Столпотворение»)
E3M4: House of Pain («Дом боли»)
E3M5: Unholy Cathedral («Нечистый собор»)
E3M6: Mt. Erebus («Гора Эреб», выход на секретный уровень)
E3M7: Limbo («Лимб», само слово «limbo» обозначает «неопределенность»)
E3M8: Dis («Дит», название адского города)
E3M9: Warrens («Кроличий сад», секретный)
Многопользовательская игра [править]
В оригинальном Doom два многопользовательских режима: кооперативная игра и Deathmatch (так называемый Deathmatch 1.0). Кооператив — модификация обычной одиночной игры, когда несколько игроков вместе проходят уровни, сражаясь против монстров; на некоторых уровнях монстров в многопользовательской игре больше. В режиме Deathmatch игроки перестреливаются друг с другом, набирая фраги — очки за убийства оппонентов. Начиная с версии 1.5, в Doom появился режим Deathmatch 2.0. Правила Deathmatch 2.0 и стали классическими правилами Deathmatch в других играх.
Правила Deathmatch 2.0:
Игроки появляются на уровне с пистолетами и кастетами.
На уровне можно найти более мощное оружие и другие предметы.
Когда предмет подбирается, он исчезает, а через некоторое время появляется вновь.
За каждого убитого соперника игрок зарабатывает один фраг, а за самоубийство фраг вычитается.
Убитый может мгновенно воскреснуть в другом месте с базовым набором предметов.
Побеждает тот, кто на момент окончания уровня заработал больше фрагов.
Также он исправлял недостаток Deathmatch 1.0 — подобранные предметы не возобновляются, что весьма неудобно — с одной стороны, они есть на уровне, с другой — довольно быстро кончаются и более не появляются. В многопользовательской игре на уровнях имеется оружие, недоступное в одиночной.
Doom поддерживал до 4-х игроков по локальной сети (по протоколу IPX), модему или последовательному порту. В отличие от большинства последующих игр, в которых многопользовательская игра завершалась при отключении создавшего её участника (сервера), в Doom при этом игра продолжалась.
Изначально, отдельных уровней для многопользовательской игры не было, поэтому она происходила на уровнях для одиночной. При выходе из уровня показывалась таблица фрагов, и все игроки переходили на следующий. Предполагалось, что они могут закончить перестрелку тогда, когда они того хотят. В действительности же, из-за быстрого течения игры кнопки выхода нажимались случайно, и часто игра кончалась преждевременно. Создатели сторонних уровней либо не делали выхода вообще (но тогда терялась возможность увидеть таблицу фрагов), либо ставили «кооперативный выход»: чтобы закончить уровень, требовались согласованные действия двух игроков.
Версии Doom [править]
Underhalls — второй уровень Doom 2
С момента начала работ над игрой (начало 1993 года) до выпуска финальной версии (1 февраля 1995 года) id Software выпустила 16 версий, часть из которых являлась альфа- и бета- версиями и официально не распространялась. id Software продолжила политику использования урезанных shareware версий, проверенную на Wolfenstein 3D. Известные версии Doom:
Дорелизные версии (0.2, 0.4, 0.5) — технические альфа-версии, предназначавшиеся для внутреннего тестирования
Пресс-релизная бета-версия — официальный релиз, предназначавшийся для ознакомления прессой. После 31 октября 1993 года срок действия игры истекал, и она больше не запускалась.
Doom: The Operating System — изначальная версия Doom. Имеет три эпизода: Knee Deep in the Dead, The Shores of Hell, Inferno. Выпускалась в версиях 1.0, 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6. Кодовое название registered («зарегистрировано»).
Shareware Doom — урезанная версия игры, распространяющаяся бесплатно. Имеет всего один эпизод Knee Deep in the Dead, из восьми видов оружия только шесть. Кодовое название shareware.
Ultimate Doom — вышедшая после Doom 2 версия Doom. К имеющимся трём эпизодам добавлен четвёртый — Thy Flesh Consumed. Кодовое название retail («для продажи»). Версия .EXE-файла — 1.9.
Обманные коды [править]
IDDQD является одним из известнейших чит-кодов. Пример использования на авто одного из поклонников игры
Обманные коды или читы, чит-коды (англ. cheats) — особые коды, вводимые с клавиатуры (в современных играх обычно через консоль), которые позволяют получить в игре какие-либо преимущества. В Doom для активации кода требуется просто набрать комбинацию букв на клавиатуре в любой момент игры. Ввиду популярности Doom некоторые его коды также стали очень известны. Наиболее популярным является код IDDQD, который делает игрока неуязвимым к большей части (не всех, а только «обычных» типов повреждений), а также IDKFA, который дает игроку всё оружие, патроны, ключи, а также 200 очков брони. Любопытно, что в другой изданной id Software игре, Heretic, данные коды имеют обратный эффект — IDDQD мгновенно убивает игрока, а IDKFA отнимает все оружие и снаряжение.
В современных портах для запуска Doom (см. Список портов серии Doom) нередко есть консоль, и поддерживаются коды в виде консольных команд (например god, fly, give и др.), большинство из которых являются копиями кодов из Quake — другой популярной игры от создателей Doom."
Doom 2:
"Doom II: Hell on Earth («Doom II: Ад на Земле») — компьютерная игра в жанре «шутер от первого лица», разработанная компанией id Software. Выпущена 10 октября 1994 года для персональных компьютеров под управлением DOS. Является продолжением популярной и революционной игры Doom, которая вышла в свет годом ранее. В 1995 году Doom II выиграла премию Origins Award в номинации «Лучшая компьютерная игра в стиле фэнтези и научной фантастики 1994 года». В отличие от Doom, которая распространялась по shareware-схеме по почтовым заказам, игра Doom II продавалась в магазинах.
Содержание [убрать]
1 Сюжет
2 Игровой процесс
2.1 Инвентарь
2.1.1 Оружие
2.1.2 Предметы
2.2 Монстры
2.3 Список уровней
3 Признание игры
4 Версии игры
5 Интересные факты
6 Примечания
7 См. также
8 Ссылки
Сюжет [править]
Действие игры начинается вскоре после событий Doom. Игрок снова управляет безымянным морпехом из игры, расправившимся с силами ада на Фобосе, Деймосе и Марсе в оригинальной игре. Оказавшись на своей родной Земле, он обнаруживает, что она тоже стала жертвой нашествия монстров.
На протяжении 30 уровней (не считая двух секретных) игрок снова сталкивается с адскими полчищами. В какой-то момент он узнаёт, что немногочисленные выжившие земляне находятся в космопорте. С его помощью они спасаются на транспортном корабле. Герой остаётся единственным живым существом на планете и спокойно ожидает смерти, удовлетворённый тем, что человеческая цивилизация спасена и сможет снова возродиться где-то в глубинах космоса. Но несколько минут спустя он получает сообщение от беглецов о том, что они обнаружили место, откуда в нашу реальность вторглись силы ада. Морпех добирается до врат между измерениями, но не видит способа закрыть их. В поисках решения он отправляется в ад. В конце концов герой находит жилище огромного демона и убивает его. В агонии демон разрушает ад, и вторжение на Землю прекращается.
Игровой процесс [править]
Игра Doom II не сильно отличалась от предшественницы ни в плане технологий, ни в области графики, ни в сфере игрового процесса. Суть игры по-прежнему заключалась в том, чтобы искать способ перейти с одного уровня на другой, по пути уничтожая монстров. Небольшим нововведением в области игрового процесса можно считать то, что вместо трёх небольших эпизодов, которые можно проходить в любом порядке, игра содержит один большой эпизод с периодическими текстовыми сюжетными вставками. Это означает, что игрок не лишается подобранного оружия, патронов и брони с началом нового эпизода.
Как и в Doom, дизайн уровней меняется по мере развития сюжета. Например, на Земле морпех сражается на военных объектах и на улицах городов. Дизайнеры постарались создать три десятка разнообразных уровней — от небольших карт типа «арена» до запутанных лабиринтов. Финальный уровень же получился с одной стороны не очень сложным в оформлении, и при этом весьма жёстким, не позволяющим расслабиться ни на секунду.
Инвентарь [править]
Каких-либо серьёзных изменений в инвентаре игрока Doom II не принёс, однако оружие и бонусы игры пополнились каждый по одному виду предметов.
Оружие [править]
В игре добавилось только одно новое оружие — двустволка (англ. supershotgun — «супердробовик») — усиленная версия дробовика. Встречается в Doom 2 и Final Doom, использует 2 патрона для дробовика за выстрел, но имеет значительно более мощную атаку (не 14, как можно ожидать, а 20 картечин по 5—15 единиц урона на каждую, что делает максимально наносимый урон немного меньше, чем соответствующий урон от ракеты), а также высокий шанс сбить атаку врага. Кучность картечи очень низкая. Занимает один слот с дробовиком. Наносит урон от 100 до 300 единиц. Если во время перезарядки двухстволки обратить внимание на руки персонажа, то можно увидеть, что он закладывает патроны левой рукой, однако, судя по хвату пальцев, рука, которой он держит ствол, тоже левая.
Предметы [править]
Единственным новым предметом является мегасфера (англ. megasphere), белый шар с движущимся лицом манкубуса внутри, повышает количество здоровья и синей брони до 200 очков (то есть, даёт максимальное количество здоровья и брони игрока).
Монстры [править]
Основным отличием от оригинальной игры стали новые разновидности противников:
Пулемётчик (англ. heavy weapon dude — «чувак с тяжёлой пушкой») — военный, превращённый в зомби. Вооружён таким же, как игрок, шестиствольным пулемётом, поэтому может быть особо опасен на больших расстояниях из-за быстроты полёта пуль. Тем не менее, здоровья у него немного, всего 70 единиц. После смерти оставляет своё оружие, содержащее 10 патронов.
Рыцарь ада (англ. hell knight) — мощный мускулистый демон с закрученными на манер бараньих рогами и крепкими копытами, похожий на барона ада из первой части. От барона ада отличается только цветом кожи и меньшей живучестью (вдвое меньше чем у барона, то есть 500 очков здоровья). Помимо этого, рыцарь ада издаёт другие звуки.
Арахнотрон (англ. arachnotron) — похожий на сильно уменьшенную версию паука-предводителя монстр, в качестве оружия использует плазменную пушку, такую же, как и у игрока, шары плазмы отличаются только зелёным цветом. Тем не менее, её скорострельность примерно вдвое меньше, чем у пушки игрока, что компенсируется немалым запасом здоровья — 500 очков. Название монстра происходит от англ. arachnid («паукообразное») и однокоренных ему.
Элементаль боли (англ. pain elemental) — напоминающий какодемона коричневый монстр, выплевывающий изо рта всё новые и новые потерянные души, пока он не будет убит. В этот момент он взрывается и выпускает ещё три. Элементаль боли стал первым монстром Doom, способным создавать других монстров. Хотя он сам по себе беззащитен, он может доставить немало неприятностей за счёт постоянно растущей армии потерянных душ. Но у него есть слабое место — монстры, создаваемые в том же месте, где находится твёрдый объект, пол, потолок или стена, мгновенно умирают. Запас здоровья составляет 400 очков.
Ревенант (англ. revenant) — высокий монстр, похожий на скелет, но отличающийся белыми сплошными пластинами-доспехами на месте грудной клетки. Исходя из описания, данного этому монстру в Doom 3, где он появляется в точно таком же виде, кости ревенанта окружены почти прозрачной плотью, однако, если разработчики и хотели реализовать это в оригинальном Doom, то спрайтовая технология не позволяла это сделать. Среди наземных врагов ревенант один из самых быстрых по скорости перемещения. В качестве оружия использует закреплённые на плечах пусковые установки, запускающие ракеты, некоторые из них могут самонаводиться (их можно отличить по дымному следу). Однако в противовес своей способности самонаведения, у таких ракет огневая мощность ниже, чем у прямолинейных. В ближнем бою наносит мощные удары своим костлявым кулаком. Вместе с тем, имеет для ближней атаки отдельную анимационную последовательность, что позволяет, периодически подбегая к нему, навязать ближний бой и убить даже слабым оружием (остальные монстры в этом случае закончат начатую атаку). Несмотря на не очень большой запас здоровья в 300 очков, является одним из самых опасных врагов, однако при monster infight как правило уступает в силе более живучим оппонентам. Слово revenant с английского можно перевести как «призрак», «выходец с того света», что является прямой отсылкой к его «мёртвому» виду, или «мститель».
Манкубус (англ. mancubus), также известный как просто «жирдяй» (англ. fatso) — толстенный монстр с очень маленькой головой и очень короткими ногами. Вместо предплечий ему вмонтированы пусковые установки, из которых манкубус запускает тремя сериями по два достаточно опасных огненных шара. Толстая кожа и слой жира хорошо защищают манкубуса, но зато он отличается медленной скоростью и большими размерами, что облегчает меткую стрельбу по нему. Запас здоровья составляет 600 очков. Название монстра, вероятно, восходит к лат. mancus что может переводиться как «бессильный», «калека», «несовершенный», с добавлением «демонического» окончания «-убус» (см. Инкуб, Суккуб). Возможно также происхождение от «man» + «cube» + латинообразное «-us», то есть «кубический человек», в русском разговорном языке такое телосложение называют «трёхстворчатый» по аналогии с большим шкафом.
Арчвайл (англ. arch-vile) — самый быстрый из наземных монстров, гуманоид золотого цвета. С английского слово vile может переводиться как «злой», «низкий», «подлый», что ярко характеризует его уникальную в Doom способность воскрешать убитых монстров. Однако, он лишён способности воскрешать боссов, других арчвайлов и монстров, не имеющих трупов (а также самого игрока). Это компенсируется тем, что, помимо способности воскрешать, он также может использовать крайне мощную магическую атаку, создавая под игроком огонь, обжигающий и подбрасывающий его вверх в самом её конце. Дополнительная сложность состоит в том, что монстр способен делать это на любом расстоянии от игрока, и спрятаться можно только за углом. Облегчает ситуацию то, что у арчвайла достаточно долгая подготовка к атаке, в течение которой перед игроком пляшут языки пламени, но не вредят ему. Из-за ошибки в процедуре воскрешения имеется баг: после возврата к жизни раздавленного трупа воскрешённый монстр получал возможность ходить через твёрдые объекты[1]. Арчвайла можно использовать в своих целях: игрок подставляется под атаку и бежит в нужном направлении к нужному, но высоко расположенному месту, после чего арчвайл завершает подготовку и подбрасывает его высоко вверх, а игрок залетает в нужное место. Так можно преодолеть некоторые препятствия без нахождения нужных ключей и другого пути. Запас здоровья сравнительно большой — 700 очков. Среди обычных врагов второй после барона ада по количеству здоровья.
Икона греха (англ. icon of sin) — финальный босс в Doom II и Final Doom. По сути, это не враг, а архитектурное сооружение — огромное изображение демонического лика на стене, изо лба которого вылетают снаряды в виде кубов с черепами на гранях, и два объекта: босс-мозг (англ. boss brain), жизненные силы которого составляют 250 очков, и который нужно поразить ракетой определённым образом, и «спаунер босса» (англ. boss spawner), который и выпускает кубы. После достижения куба своей точки движения на этом месте появляется случайным образом любой монстр, кроме зомби, босса-паука, потерянных душ и кибердемона. Если такой куб останавливается на игроке, то появившийся монстр убивает его при любых условиях, даже если игрок в находится режиме неуязвимости, используя обманные коды. В игре существует пасхальное яйцо, которое можно обнаружить, если использовать обманный код, позволяющий ходить сквозь стены, и пройти внутрь иконы в отверстие в ней. Оно состоит в том, что босс-мозг имеет спрайт, представляющий собой голову Джона Ромеро, насаженную на кол. Если извлечь звук, который говорит икона греха по приходу к ней игрока, и проиграть его в обратном направлении, то получится «To win the game, you must kill me, John Romero» («Чтобы пройти игру, ты должен убить меня, Джона Ромеро»)[2].
Кроме того, на секретных уровнях, заимствованных из Wolfenstein 3D, присутствуют солдаты СС (англ. Wolfenstein SS) из этой же игры. Их здоровье составляет 50 очков. Также, на втором секретном уровне имеется повешенный командир Кин из игры Commander Keen, играющий роль этакого босса уровня: его нужно убить, чтобы пройти дальше, хотя он сам совершенно безвреден, не может даже двигаться. Солдаты СС ничем не отличаются от зомби Doom, но стреляют гораздо чаще и имеют только один спрайт стрельбы, обращённый лицом к игроку, из-за чего не всегда можно заметить, что они вступили в monster infight.
Список уровней [править]
В отличие от первой части игры Doom, уровни не разделены по эпизодам. В Doom II 32 уровня, из них два — секретные. Уровни сгруппированы по этапам, между которыми игроку предлагаются к прочтению текстовые описания сюжета: MAP01—MAP06 — подвалы и помещения космопорта, MAP07—MAP11 — «адская застава», MAP12—MAP20 — город, MAP21—MAP30 — внутри ада. Особняком — секретные MAP31 и MAP32.
Как и в первой части, в DOOM II каждый уровень имеет свое имя:
MAP01: Entryway («Парадный вход»).
MAP02: Underhalls («Подземные залы»).
MAP03: The Gauntlet («Вызов брошен»).
MAP04: The Focus («Фокус»).
MAP05: The Waste Tunnels («Сточные туннели»).
MAP06: The Crusher («Крушитель»).
MAP07: Dead Simple («Убийственно простой»).
MAP08: Tricks and Traps («Уловки и ловушки»).
MAP09: The Pit («Преисподняя», с учётом артикля — «та самая всем известная Яма», как называют её католики).
MAP10: Refueling Base («Заправочная станция»), происходит из технической альфы Doom.
MAP11: O of Destruction! («Круг разрушения», известный также как Circle of Death ["Круг Смерти"] на межмиссионной заставке).
MAP12: The Factory («Фабрика»).
MAP13: Downtown («Центр города»).
MAP14: The Inmost Dens («Глубочайшие логовища»).
MAP15: Industrial Zone («Промышленная зона», выход на секретный уровень 31).
MAP16: Suburbs («Пригород»).
MAP17: Tenements («Общаги»).
MAP18: The Courtyard («Двор»).
MAP19: The Citadel («Цитадель»).
MAP20: Gotcha! («Попался», сокращение от «I’ve got you»). На этом уровне за первой же дверью находится в середине большой круглой комнаты платформа с кибердемоном и пауком-предводителем, которых можно заставить столкнуться в смертельной схватке. Победителем может выйти любой из них.
MAP21: Nirvana («Нирвана»).
MAP22: The Catacombs («Катакомбы»).
MAP23: Barrels o' Fun («Целые бочки веселья»).
MAP24: The Chasm («Пропасть»).
MAP25: Bloodfalls («Кровопады»).
MAP26: The Abandoned Mines («Заброшенные шахты»).
MAP27: Monster Condo («Дом монстров»).
MAP28: The Spirit World («Мир призраков»).
MAP29: The Living End («Конец [всего] живого»).
MAP30: Icon of Sin («Икона греха»).
MAP31: Wolfenstein (нем. «Волчий камень», секретный, выход на секретный уровень 32).
MAP32: Grosse («Гросс», нем. «Большой», фамилия обыгранного в уровне босса Wolfenstein 3D, секретный). Два секретных уровня являются первым и последним уровнями из первого эпизода игры Wolfenstein 3D. Уровни выполнены максимально похожими на свои оригиналы, вплоть до секретных комнат (хотя их стало больше), но на новом уровне графики. Выход на 31-й уровень секретный и находится на 15-м уровне Industrial Zone, выход на 32-й уровень так же скрыт и находится на 31-м уровне. В Германии Doom II вышел без них из-за присутствия запрещённой нацистской символики, причём при попытке перейти на 31 и 32 уровни посредством читкода игра аварийно завершается. Однако доступное по интернету обновление игры возвращает эту символику на уровни (достаточно взять WAD-файл от английской версии).
В версии для Xbox добавлен 33-й уровень:
MAP33: Betray («Предай их»).
Признание игры [править]
Doom II была очень хорошо принята критиками и игроками. Количество проданных копий достигло двух миллионов[3]. На тот момент это была самая коммерчески успешная игра id Software: полученная прибыль составила около $100 млн.
На основе этой игры был разработан Final Doom с эпизодами TNT: Evilution'' и The Plutonia Experiment.
После выхода Doom II большая часть создателей модов переключили свои усилия с Doom на него (см. Список модов по серии Doom).
Версии игры [править]
Doom II выпускался в версиях 1.666, 1.7, 1.8 и 1.9. Кодовое название commercial. В России больше всего была распространена не поддерживаемая id Software версия 1.666 от 25 августа 1994 года (официальная версия 1.666 датируется 28 августа)[источник не указан 676 дней].
Кроме того, был портирован на Linux, FreeBSD и другие UNIX-подобные операционные системы, AmigaOS и др.
Также существуют порты Doom на различные игровые приставки: Game Boy Advance (дата выпуска 28 октября 2002 г.), Zodiac (11 мая 2004), Xbox (3 апреля 2005), Xbox Live Arcade (26 мая 2010).
Общими силами id Software и Microsoft Doom II был портирован на Windows, и этот порт продаётся на сайте id Software до сих пор."
Когда прочитаете поймёте "Что за doom 2?"